Программа развития

В рамках программы "Эффективный руководитель" директор ГБОУ Школа № 1374 Маргарита Сергеевна Бриткевич представила к защите проект «Комплекс управленческих решений для формирования мотивации обучающихся к чтению как ресурс повышения качества образования в ГБОУ Школа №1374»

«Комплекс управленческих решений для формирования мотивации обучающихся
к чтению как ресурс повышения качества образования в ГБОУ Школа №1374»

Концептуальное обоснование программы развития

«Школа – пространство интеграции индивидуальных возможностей и ресурсов качественного образования для успешной социализации обучающихся»

Цель программы: создание условий для обеспечения качественного образования обучающихся через разработку и реализацию модели интеграции общего и дополнительного образования.

Логика построения концептуального обоснования разработки программы развития ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1374» основана на теоретических исследованиях в области интеграции общего и дополнительного образования детей в целях создания единого образовательного пространства и их практической апробации.

Под интеграцией в данном случае понимаем объединение разных видов образовательной деятельности на основании взаимообогащения и в соответствии с принципами природосообразности и последовательности.

В современных условиях столичного мегаполиса необходимость взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках образовательного комплекса приобретает особый смысл, а их интеграция рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования в решении задач развития, обучения, формирования мировоззрения и становления активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Сближение и взаимодействие в данном контексте двух образовательных систем ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей детей и обеспечение многообразия индивидуальных образовательных траекторий их развития, а также расширение возможностей общего и предпрофессионального образования.

Образование, являющееся результатом интеграции, будем называть интегративным или интегрированным. Процессу реализации такого образования присущи следующие характеристики:

Партисипативность реализации интегрированного образования - вовлечение субъектов образовательного процесса в определение проблем, формулирование целей, выбор эффективных средств их выполнения, контроль реализации планов и установление ситуаций успеха или неудач по освоению учащимися интегрированного содержания образования.

Аналитичность реализации интегрированного образования - всестороннее, комплексное изучение условий, процесса и результатов совершенствования ценностных, теоретических и технологических основ осуществления интегрированного образования.

Инновационность реализации интегрированного образования - использование принципиально новых управленческих решений сложных нестандартных проблем, теоретического осмысления и практического внедрения интегрированного подхода.

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»).

Дополнительное образование:

- это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» . Его целью является предоставление интеллектуальных, психолого-педагогических, образовательно-развивающих услуг на основе свободного самоопределения личности при помощи квалифицированной помощи специалистов.(Серякова С.Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва)

Система дополнительного образования - активно развивающаяся область современного образовательного пространства России. Разработана нормативная правовая база развития системы дополнительного образования детей и обобщен позитивный опыт работы в данном направлении по ряду регионов России. (Серякова С.Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. – ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва).

Важнейшим принципом интеграции является принцип конвергентности образования - объединение, взаимодополнение компонентов содержания общего и дополнительного образования. Как известно, теория конвергенции (от лат. convergere – сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первоначально теория конвергенции возникла в биологии, затем была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентичных значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Под педагогическим механизмом реализации процессов интеграции общего и дополнительного образования школьников понимается педагогическое обеспечение: процессы, средства, условия, обусловливающие закономерности функционирования и развития интеграции.

Актуальными для ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1374» можно считать следующие механизмы интеграции:

 взаимодействие и преемственность в деятельности всех субъектов образования является механизмом модели интеграции общего и дополнительного образования школьников (ее коммуникативного компонента);

 мотивационно-управленческая деятельность является механизмом модели интеграции общего и дополнительного образования школьников (ее коммуникативного компонента);

 прагматический подход к составлению образовательных программ, правильнее сказать, разработка программ с позиции их практикоориентированного характера, является механизмом модели интеграции общего и дополнительного образования школьников (ее содержательного компонента);

 финансово-экономическая обеспеченность интеграции является механизмом модели интеграции общего и дополнительного образования школьников (ее коммуникативного компонента).

В качестве приоритетных ориентиров интеграции формального и неформального образования ученые выделяют следующие:

 приоритет развития, подразумевающий создание необходимых условий для развития личности обучающегося, педагога, а также педагогической системы;

 приоритет нравственности, предполагающий развитие нравственно-творческого потенциала обучающихся, их отношения друг к другу, специалистам, занятым во внеурочной деятельности и др.;

 приоритет творчества: означает, что содержание, формы, методы внеурочной деятельности рассматриваются как универсальный механизм развития обучающихся, обеспечивающий ее вхождение в мир культ, и способ существования в мире;

 приоритет культуры: включает формирование стремление обучающихся к постижению культурных ценностей, творчеству по законам красоты, созданию эстетических ценностей в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях;

 приоритет открытости как внутреннее раскрепощение всех субъектов образовательного процесса;

 приоритет свободного выбора и ответственности: представляет обучающемуся и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, темпов, степени сложности и др., для удовлетворения своих интересов и потребностей;

 приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, социальных ролей и личных установок поведения.

Модели интеграции

Опыт интеграции общего (формального) и дополнительного (неформального) образования в ряде регионов Российской Федерации позволил ученым выделить четыре модели его интеграции.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадров и финансовых возможностей.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждого из имеющихся в школе объединений (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и др.). Иногда содержание и методы такой деятельности становятся зоной поиска и своеобразным резервом, опытной лабораторией, экспериментальной площадкой.

Третья модель представляет собой школу как взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта и др. Школа-клуб по месту жительства в свободное от уроков время. При этом возможен выход учителей из сферы внеурочной деятельности и замена их функций волонтерами из различных местных учреждений и организаций сферы спорта и туризма, а также привлечение родителей – специалистов в какой-либо сфере, вызывающей интерес у детей.

Четвертая модель: школа как учебно-воспитательный комплекс (УВК). В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура дополнительного образования (помещения, оборудование) для удовлетворения разнообразных потребностей обучающихся (художественная, музыкальная студии, спортивный клуб, КБ технического творчества и др.).

Именно четвёртая модель в наибольшей степени соответствует ресурсным возможностям ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1374»

Для обеспечения эффективности реализации модели интеграции можно усилить следующие направления развития неформального и информального (образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер) образования:

- расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;

- поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети "Интернет", телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;

- развитие программ открытого образования, создание в сети "Интернет" специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;

- поддержку развития сектора программ "учения с увлечением" (таких как эксплораториумы, "города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки);

- нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма;

- реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).

Содержательный компонент модели интеграции общего и дополнительного образования детей и подростков представлен учеными через следующие теоретические позиции, связанные с отбором содержания образования:

  • направления интеграции знаний, варианты его синтезирования,
  • приемы интеграции содержания,
  • способы отбора содержания образования на основе ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), которые могут быть использованы при определении критериев отбора содержания образования, реализуемого в рамках интеграционных процессов общего и дополнительного образования школьников.
  • образовательные программы.

Исследователями предложен механизм управления интеграцией общего и дополнительного образования школьников.

Как считают ученые, эффективность системы управления реализуется через три взаимосвязанных компонента: функции управления (что делает система), организационную структуру управления (кто осуществляет функции управления) и организационный механизм управления (как осуществляются эти функции).

Организационно-педагогические требования, обеспечивающие успех интеграции:

 взаимодействие и преемственность в деятельности всех субъектов образования: обучающиеся, педагогические, социальные работники, родители, специалисты науки, культуры, искусства и др. в рамках единого муниципального образовательного пространства;

 информационно-диагностическое обеспечение всех субъектов образования;

 организационно-педагогическое обеспечение прогнозирования и проектирования всех субъектов и объектов саморазвивающегося муниципального образовательного пространства;

 продуктивно-творческая компонента интеграционного процесса, обеспечивающего самоактуализацию личности, выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся;

 личностно-ориентированная гуманизация, прагматическая деятельность всех субъектов интеграции содержания образования;

 мотивационно-управленческая деятельность как система мотивационных целей управления и самоуправления;

 финансово-экономическая обеспеченность и прагматический подход к составлению образовательных программ и определению ожидаемых результатов интеграции образования.

24.12.2014
17 декабря 2014 года на заседании Совета по подготовке решения о назначении на должность руководителей государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, Бриткевич Маргарита Сергеевна представила основные положения Концепции развития ГБОУ Школа №1374.
подробнее
обновлено: 17.10.2016